09242017Headline:

Made in China. Почему Украине нужно поучиться лоббизму у Китая

Китай является одним из ключевых стратегических партнеров для Украины. Однако в последние годы объёмы внешнеэкономического сотрудничества обеих стран серьезно сократились. Изучая этот вопрос, мне приглянулась позиция эксперта Международного центра перспективных исследований Василия Поворозника, который считает, что такая ситуация является следствием падения отечественной экономики и снижения уровня промышленного производства и платежеспособности Украины. Киев нужен Пекину ничуть не менее, чем Пекин Киеву: из нашей страны китайцы импортируют железные руды, зерновые, древесину и другие важные для китайской экономики ресурсы. Несмотря на уменьшение объёмов сотрудничества, Китай безусловно является примером для нашей страны в плане ведения бизнеса и построения правильной политики государства для стимулирования притока инвестиций в страну.

На чем следует остановиться отдельно, так это на лоббировании интересов Китая, его ключевых компаний, отраслевых организаций. Сильное и влиятельное лобби позволяет Китаю диктовать свои условия на многих рынках, и даже внутри США. Кроме того, лоббирование как легальная процедура является хорошим ударом по коррупции, которая китайским правительством категорично отвергается, что и объясняет казни коррупционеров.

Лоббирование своих экономических интересов позволяет китайским компаниям наносить серьезные удары по конкурентам практически во всех секторах экономики. К примеру, всемирно известный и популярный сервис такси Uber пытаясь прорваться на китайский рынок, потерпел убытков на 2 млрд долларов, и так и не смог забрать у китайской компании Didi хотя бы 10% рынка. В 2015-м году в Uber праздновали миллиардную поездку на такси, в то время как Didi, работающие только в Китае смогли провезти 1,4 млрд пассажиров.

Фото: ostrnum.com

Лоббируют китайские компании и чужие (иностранные) интересы, но только если это помогает привлечь инвестиции в Китай. К примеру, в Украине действует Ассоциация украинско-китайского сотрудничества, которая помогает выйти на рынок Китая украинским компаниям, и наоборот —китайским зайти на украинский. Ассоциация наладила контакты с местными чиновниками, верховными властями и посольствами в обеих странах. Остается только сожалеть, что Украина сама не создает за рубежом такие структуры, которые бы помогали иностранным партнерам развивать сотрудничество и бизнес в Украине, и украинским структурам — выходить на другие рынки.

Продуманная и взвешенная государственная политика помогает Китаю активно развивать экономику, и даже помогать частным китайским компаниям развиваться на мировых рынках. Кроме того, лоббирование китайскими компаниями своих интересов в США и ЕС позволяет улучшать внешнеполитический имидж Китая и смягчать санкции или ограничения, которые могут на него накладываться западными странами. Китай способен влиять на другие страны не только «извне» методами дипломатии, но и «изнутри» методами лоббизма.

Один из исследователей лоббизма Роман Мацкевич отмечает крупное прокитайское лобби, которое существует в Конгрессе США. Если бы Украина имела подобные рычаги давления и агентов влияния, однозначно конфликт с РФ носил бы совсем другой характер. До китайского лобби самым сильным в американском Конгрессе по праву считалось израильское, которое серьезно помогло Тель-Авиву отстоять свою внешнеполитическую субъектность и содействовало ему во время всех конфликтов с арабским миром: США массово поставляли в Израиль новейшие образцы вооружения абсолютно бесплатно, отстаивали интересы Израиля в международных организациях.

Непонимание важности лоббизма в отечественных частных и тем более государственных структурах Украины ведет к стратегическим ошибкам, углубляет политические и экономические кризисы в нашей стране. Украинский рынок с уверенностью можно назвать слишком зарегулированным, потому существование на нем лоббистских структур было бы вполне оправданным. Лоббисты помогли бы предприятиям скорректировать регуляторную политику государства в сторону более приемлемую для бизнеса и привлечения инвестиций в Украину. Однако закон о лоббистской деятельности в Украине так до сих пор и не был принят.

С нами готовы делиться опытом и сотрудничать многие мировые компании и другие государства, однако наш рынок кажется им диким, нерациональным и опасным. Лоббизм в Украине способен исправить эту ситуацию, ведь именно он является мостом между государством и бизнесом. Можно с уверенностью сказать, что рано или поздно адекватная лоббистская деятельность появится и в Украине, и чем раньше это случится — тем раньше мы сможем побороть коррупцию, реформировать экономику и создать имидж Украины как респектабельного и надежного партнера.

What Next?

Related Articles